Главная » ЕГЭ. Информатика С4. - Учеба - Наука - Каталог статей - Amanzer все лучшее для вас!
Регистрация
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос

Оцените мой сайт

Мини-чат
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Наука » Учеба

ЕГЭ. Информатика С4.

С4. Задание достаточно сложное, но решить все таки возможно!

(высокий уровень, время – 60 мин) 

Тема: Обработка данных, вводимых в виде символьных строк (написать программу средней сложности из 30-50 строк). 
Что нужно знать: 
• символьная строка – это цепочка символов, которая может обрабатываться как единое целое 
• для обращения к символу с номером i строки s используется запись s[i], это говорит о том, что строка – особый вариант массива, в котором хранятся символы 
• знак сложения при работе с символьными строками означает сцепку, объединение двух строк в одну (добавление второй строки в конец первой), например: 
s := '123' + '456'; { получили '123456' } 
• с помощью функции Ord можно получить код символа; цифры имеют коды от 48 (цифра 0) до 57 (цифра 9), например 
k := Ord('1'); { получили 49 } 
то же самое можно сделать с помощью преобразования типа (привести char к integer) 
k := integer('1'); { получили 49 } 
• с помощью функции Chr можно сделать обратный переход: получить символ по его коду, например 
c := Chr(49); { получили символ '1' } 
то же самое можно сделать с помощью преобразования типа (привести integer к char) 
c := char(49); { получили символ '1' } 
• для работы со строками в наиболее распространенных Паскаль-средах (Turbo Pascal, Borland Pascal, PascalABC, среда АЛГО) используют стандартные функции (здесь s – это переменная типа string, символьная строка; n и r – целые переменные) 
n := Length(s); записать длину строки s в целую переменную n 
s1 := Copy(s, 2, 5); записать в символьную строку s1 подстроку строки s, которая начинается с символа с номером 2 и состоит из 5 символов (важно – не со 2-го по 5-ый символ!) 
n := Pos('Вася', s); записать в целую переменную n номер символа, с которого в строке s начинается подстрока 'Вася' (если ее нет, в переменную n записывается 0); так же можно искать отдельные символы 
(важно: сначала указываем, что ищем, а потом – где) 
n := StrToInt(s); преобразовать строку s в целое число и записать результат в переменную n (PascalABC, Delphi) 
и процедуры 
Delete(s, 2, 5); удалить из строки s 5 символов, начиная со второго 
Insert('Вася', s, 3); вставить в строку s фрагмент 'Вася', начиная с третьего символа (между 3-м и 4-м) 
Val(s, n, r); преобразовать строку s в целое число и записать результат в переменную n; если при этом произошла ошибка, в переменной r будет ноль, если все нормально – ненулевое значение 
• структура (в Паскале она называется «запись», record) – это сложный тип данных, который может включать в себя несколько элементов – полей; поля могут иметь различный тип 
• записи в Паскале объявляются с помощью ключевого слова record; в простейшем случае можно выделить память под одну запись так:
var x: record 
name: string; 
code: integer; 
end; 
эта запись состоит из двух полей: символьной строки name и целого числа code 
• записи очень удобны для работы, когда все данные в целом представляют собой единый блок информации, например, данные об ученике; если не использовать записи, было бы нужно выделять в памяти отдельно символьную строку и отдельно целую переменную, причем эти данные внешне были бы никак не связаны, поэтому программа с записями часто получается логичнее и понятнее как для автора, так и для того, кто будет в ней разбираться 
• для обращения к полям записи используют точку, например x.name означает «поле name записи x» 
• можно сразу объявить массив записей: 
var Info: array[1..100] of record 
name: string; 
code: integer; 
end; 
это 100 одинаковых записей, имеющих общее имя Info и расположенных в памяти рядом; в каждой структуре есть поля nаme и code; чтобы работать с полями записи с номером k используют обращения вида Info[k].name и Info[k].code 
Сложность алгоритмов: 
• обозначение говорит о том, что при увеличении в 2 раза размера массива данных количество операций тоже увеличивается примерно в 2 раза (для больших N) 
• сложность имеет алгоритм с одним или несколькими простыми (не вложенными!) циклами в каждом из которых выполняется N шагов (как при поиске минимального элемента) 
• количество операций для алгоритма, имеющего сложность , вычисляется по формуле , где a и b – некоторые постоянные 
• если в одном алгоритме решения задачи используется несколько циклов от 1 до N, а во втором – только один цикл, то алгоритм с одним циклом, как правило, эффективнее (хотя оба алгоритма имеют сложность , постоянная в каждом случае своя, для алгоритма с несколькими циклами она будет больше) 
• для алгоритма, имеющего сложность , количество операций пропорционально квадрату размера массива, то есть, если N увеличить в 2 раза, то количество операций увеличивается примерно в 4 раза (например, в программе используется два вложенных цикла, в каждом из которых N шагов); сложность имеют простые способы сортировки массивов: метод «пузырька», метод выбора 
• при больших N функция растет значительно быстрее, чем , поэтому алгоритм, имеющий сложность всегда менее эффективен, чем алгоритм сложности 
• иногда встречаются алгоритмы сложности (три вложенных цикла от 1 до N), при больших N они работают медленнее, чем любой алгоритм сложности , то есть, менее эффективны 
• для многих задач известны только алгоритмы экспоненциальной сложности, когда размер массива входит в показатель степени, например , для больших N такие задачи не решаются за приемлемое время (например, «взламывание» шифров) 

Пример задания: 
На вход программе подаются сведения о номерах школ учащихся, участвовавших в олимпиаде. В первой строке сообщается количество учащихся N, каждая из следующих N строк имеет формат: 
<Фамилия> <Инициалы> <номер школы> 
где <Фамилия> – строка, состоящая не более чем из 20 символов, <Инициалы> – строка, состоящая из 4-х символов (буква, точка, буква, точка), <номер школы> – не более чем двузначный номер. <Фамилия> и <Инициалы>, а также <Инициалы> и <номер школы> разделены одним пробелом. Пример входной строки: 
Иванов П.С. 57 
Требуется написать как можно более эффективную программу (укажите используемую версию языка программирования, например, Borland Pascal 7.0), которая будет выводить на экран информацию, из какой школы было меньше всего участников (таких школ может быть несколько). При этом необходимо вывести информацию только по школам, пославшим хотя бы одного участника. Следует учитывать, что N>=1000. 
Как правильно понимать условие? 
1) на первый вопрос – как именно вводятся данные – находим ответ в самом начале условия: вроде бы «дежурная» фраза «на вход программе подаются…» означает, что данные нужно читать не из файла, а со стандартного входного потока; это, в свою очередь, значит, что можно использовать привычные операторы read (readln), предполагая, что кто-то вводит эти данные с клавиатуры вручную 
2) итак, сначала вводится количество записей в файле N, а затем N строк с информацией; заметим, что из всей этой информации нас интересует (в каждой строке) только номер школы, остальное можно просто отбрасывать 
3) номер школы стоит после второго пробела в строке 
4) «<номер школы> – не более чем двузначный номер» – крайне важная информация; собственно, только она и позволяет найти хорошее решение задачи; это значит, что школ не более 99! 
5) что означает выражение «как можно более эффективная программа»? 
o прежде всего, данные читаются только один раз, за один проход, нельзя «вернуться» и прочитать что-то вновь 
o в программе не выполняются никакие лишние действия 
o используемые алгоритмы имеют минимальную сложность (см. выше) 
o расходуется минимальный возможный объем памяти; например, чтобы найти количество отрицательных элементов массива, не нужно вводить второй массив; если нам достаточно держать в памяти одну введенную строку, не нужно одновременно хранить все прочитанные строки 
6) зачем нужно уточнение «N>=1000»? этим авторы задачи намекают на то, что не нужно считывать все данные в оперативную память, а потом уже их обрабатывать; основная обработка должна быть сделана сразу, в том же цикле, где читаются входные данные 
7) мы будем считать, что в исходных данных нет ошибок (так принято на олимпиадах и экзаменах), иначе обработка разнообразных ошибок будет составлять основную часть программы 

 

Продолжение по этой ссылке:
Категория: Учеба | Добавил: Annonnim (11.04.2014)
Просмотров: 263 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
я комментариев -->
Имя / Логин
Email
 

Популярные теги

Теги